Образные упражнения
« Веселый каблучок»
Притопы – одно из основных движений танцев. Они соответствуют веселой, плясовой музыке и передают её ритмический рисунок. При энергичных, сильных притопах ногу следует поднимать выше и быстрее (как бы отталкиваясь от пола). Колено опорной ноги может слегка пружинить.
«Я настойчивая»
Притопы одной ногой под силу даже самым маленьким детям. В веселой пляске они хорошо активизируют малышей. Надо следить, чтобы при повторении пляски дети меняли ногу и чтобы, топая, не выносили ногу далеко вперед. Руки при выполнении этого движения следует ставить кулачками на пояс. Это помогает сохранить хорошую осанку.
«Я веселая»
Переменные притопы выполняются то одной, то другой ногой, с приставлением топнувшей ноги обратно. На «раз» - топнуть чуть впереди себя; на два приставить ногу к опорной ноге; потом тоже с другой ноги. Чем старше ребенок, тем более подвижно могут исполняться притопы. Чтобы не потерять равновесие, не следует выносить ногу далеко вперед. Необходимо ставить её рядом с опорной. Корпус надо держать прямо.
«Топотушки-рассыпушки»
Притопы двумя ногами поочередно – быстрые топочущие шажки на месте. При их выполнении колени должны быть слегка согнуты, корпус прямой. Движение всегда соответствует задорной шутливой музыке.
« Я кокетливая»
Выставление ноги вперед на пятку или на носок – элемент польки и других народных и детских танцев. Нога на пятку выставляется сильно согнутой в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх задорно и весело; корпус остается прямым. На носок нога выставляется косо вперед, подъем выпрямляется. Корпус можно слегка наклонить к выставленной ноге, взгляд направить на носок (будто любуясь своим красивым башмачком). Во всех случаях ногу следует выставлять недалеко от опорной ноги, чтобы не переносить тяжесть тела на выставленную ногу.
«Я озорная»
Прыжки с выбрасыванием ноги вперед – одно из популярных и любимых движений детей. Во время движения необходимо сохранять хорошую осанку, держать ноги близко одна к другой. Чем старше ребенок, тем легче ему выносить ногу вперед, не сгибая колено и почти не касаясь носком ноги пола. Носок при этом следует слегка повернуть наружу.
Прыжки с выбрасыванием ног не следует делать очень активными, нужно соизмерять их с возможностями детей. При движении корпус остается спокойным, чуть откинутым назад, руки положены на пояс кулачками или скрещены на груди.
«Я стремительная»
Боковой галоп - элемент бальных и многих народных танцев. При галопе вправо ребенок выполняет движения правым плечом вперед; корпус в сторону движения не разворачивается; правая нога делает шаг вправо. Левая приставляется к ней пяткой, как бы подталкивая для следующего шага вправо, при движении влево наоборот. Носки обеих ног разведены в сторону. Характер движения полетный. Если музыка стала более энергичной, правая нога поднимается выше и опускается на пол с легким ударом, прыжок делается сильнее и выше. Чтобы быстрее научиться этому движению, исполнять его лучше в прямом направлении, а затем по кругу.
«Я легкая»
Шаг польки представляет собой сочетание легкого пружинящего бега и поскоков: на «раз-и-два» - три небольших шага бегом на носках - правой, левой, правой ногой; на «и» - подскок на правой ноге. Левая, слегка сгибается в колене, затем три шажка – левой, правой, левой – и подскок на левой ноге.
Полька – танец чешский. Название его произошло от слова «пулка». Что означает половинка. Характер исполнения танца соответствует названию: вместо четвертого шага выполняется его половинка – подскок.
Танцуя польку. Девочки обычно красиво придерживают юбочку. А мальчики кладут руки на пояс кулачками.
«Порхаю, как мотылек»
Поскоки с ноги на ногу обычно выполняются под музыку веселой польки, передают ее легкий характер. Движение выполняется без напряжения. Шаг небольшой. Ребенок должен стараться хорошо оттолкнуться от пола, устремляясь корпусом вверх. Качество движения зависит от степени развития стопы ребенка. Для ее укрепления следует выполнять тренировочные упражнения: в умеренном ритме и темпе активно подниматься на носки, хорошо обхватив талию руками, или, активно отталкиваясь от пола, прыгать как можно выше, выполняя для лучшего отскока одновременно хлопок над головой.
«Прыгаю, как мячик»
Подпрыгивание – элементарный вид движения, доступного детям любого возраста. Больший или меньший отскок от пола может быть использован в зависимости от характера музыкально-двигательного образа. В любом случае приземляться следует бесшумно, мягко сгибая колени. Подпрыгивания могут иметь варианты: на двух ногах, на одной, попеременно. В чередовании прыжков на двух ногах с прыжками на одной.
«Шагаю, как лошадка»
Шаг с высоким подъемом ноги в колене часто используется в играх. Согнутая в колене нога поднимается вперед так, что бедро принимает горизонтальное положение, а голень образует с бедром прямой угол. Носочек при этом «смотрит» в пол (как копытце у лошадки). При выполнении этого движения корпус должен быть прямым, голова поднята. Ненапряженные руки можно согнуть в локтях перед собой («держим вожжи»).
«Скачу, как лошадка»
Галоп прямой – движение, которое нравится детям любого возраста. Как правило, оно используется в играх для передачи образа лихих наездников, отважных всадников или скачущих лошадок.
Дети трех лет при выполнении этого делают шаг вперед одной ногой, а другую подтягивают к ней сзади. Затем снова шаг той же ногой и т.д. Прыжка почти не делают.
Дети 4-5 лет могут выполнять движение с легким прыжком; для этого ступающая нога поднимается выше и опускается на пол с притопом.
Дети 6-7 лет при галопе ногу поднимают еще выше, ударяют об пол носком ноги, акцент и прыжок усиливаются. Хороший активный отскок, доступный детям этого возраста, придает движению яркую выразительность.
«Пружинка»
«Пружинка» - движение, которое исполняется без остановок, включает покачивание вниз и вверх на слегка согнутых коленях. Исполняется в удобном для детей темпе, не слишком быстром, но и не
медленном, без напряжения мышц. Педагог обращает внимание на то, чтобы колени во время движения не выпрямлялись.
«Звонкие ладошки»
(движения для рук)
Хлопки в ладоши используются во многих играх и плясках. Часто являясь основным движением танца. Следует с самого начала обратить внимание на характер хлопков в зависимости от музыки и образов игры или пляски. Дети должны уметь хлопать громко и тихо, с размаху и держа руки близко одна к другой.
Часто используются хлопки, передающие ритмический рисунок музыки. В таких случаях не следует подсказывать ребенку ритм хлопков, желательно предоставить ему возможность прислушаться и самостоятельно воспроизвести его. Вариантов хлопков может быть множество. Название каждого из них наполнит движение эмоциональным содержанием.
«Колокола»
Активные хлопки над головой. Движение яркое. С большим размахом слегка согнутых в локтях ненапряженных рук. Для этого движения необходима полная свобода верхнего плечевого пояса.
«Колокольчики»
Мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение легкое. По силе звучания негромкое. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или в сторону вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого.
«Тарелки»
Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая – снизу вверх.
«Ловим комариков»
Легкие, звонкие хлопки прямыми ладошами справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками.
«Бубен»
Хлопки ладонью одной руки о неподвижную раскрытую ладонь другой. Хлопки могут громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа.
«Подушечка»
Хлопки выполняются свободными, ненапряженными, мягкими руками впереди и сзади корпуса.
«Вертушки»
Движение основано на поворотах кистей рук от корпуса и обратно. Руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении, работают только кисти рук, сила удара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игровой характер.
«Хлопушки»
Движения хлопушек применяется во многих народных плясках. Оно придает танцу особую яркость и выразительность. Чаще всего это хлопки перед собой, за спиной, над головой. Характерными для построения многих народных танцевальных композиций являются хлопки- удары ладошками по плечам, бедрам, голени, по пятке и даже по носочку.
Удары-хлопушки могут быть фиксированными (ладонь как бы «припечатывается» к какой-либо части туловища) или скользящими(ладонь лишь касается корпуса). При ударе рука может двигаться в направлении «от себя» или «к себе».
Яркость хлопка удара(размаха руки) зависит от характера музыкально-двигательного образа. Темп выполнения движения (скорость) также связан с содержанием предлагаемой в качестве сопровождения музыки.
Элементы подражательных движений
Образ «птички». Полет птиц» - легкий бег, руки – «крылья» - раскрыты в стороны; следует обращать внимание с младших групп, что крылья у птичек мягкие». Иначе дети выпрямляют локти и напрягают плечи; это нарушает цельность образа, утяжеляет бег и мешает правильному дыханию.
«Птицы» («воробьи, скворцы») прыгают на слегка расставленных ногах вперед, вбок и кружась. В старших группах следует обратить внимание на то, что птицы, прыгая, почти не сгибают колени. Руки – «крылья» - у них могут быть за спиной, со сложенными вместе ладонями.
Изображая больших птиц. Дети старших групп плавно машут руками - «крыльями, стоя на месте или во время бега.
Чтобы показать, как « клюют птицы» дети в младших группах просто стучат пальцами по коленкам или по стулу. В старшей группе дети могут, присев на корточки или стоя. Сложив руки – «крылья» - за спиной, наклонить корпус вперед и имитировать клевание движениями головы (образ «журавля», «аиста»).
Образы «домашних птиц».
«Петухи» расхаживают «важным» шагом , поднимая вперед либо правую ногу, либо ногу с согнутым коленом. В этом случае обычный энергичный характер «высокого шага должен совершенно меняться – живой петух, поднимая ногу, плавно её поджимает и затем выпрямляет вперед для шага. Это создает важность её походки. На эту неторопливость движения петуха следует обратить внимание детей. Руки «петух» может держать за спиной.
Дети - «цыплята» - обычно подражают суетливому, мелкому бегу настоящих цыплят. Они отводят согнутые в локтях руки назад, или, прижав руки к корпусу и отведя руки в стороны, трясут кистями, чтобы передать трепет крылышек.
«Гуси» и «утки» ходят в перевалку. Можно подсказать детям ходьбу в приседе, опираясь руками в колени (пальцами внутрь, локти в стороны). Остановившись, «гуси» в этом же положении могут «вытягивать шеи» и шипеть. Убегая, «гуси» широко «машут крыльями».
Образ «зайца».
Мягкие, пружинные прыжки на двух слегка расставленных ногах, отличаются (у детей старшей группы) от прыжков «птиц» тем, что на приземлении колени больше сгибаются, сами прыжки несколько выше. «Передние лапки» - руки – согнуты в локтях, кисти мягко свисают около груди.
Пляшет «заяц» подбоченившись; движения его напоминают полуприсядку, но ноги поочередно «выбрасываются» в сторону (вместо того, чтобы выставляться на пятку); он может исполнять разные доступные детям плясовые движения, но с особенной легкостью. Бегать «зайчик» может торопливо, откидывая назад «лапки»; корпус при этом несколько наклоняется вперед.
Голову веселый «заяц» держит высоко, самодовольно и задорно9 как будто у него «торчат усы и уши».
Образ «медведя на задних лапах».
«Медведь» ходит вперевалку, тяжело потягивая лапу» колени слегка согнуты, ступни ставит косолапо (носками внутрь). Корпус для сохранения равновесия несколько откинут назад, голова поднята. «Передние лапы» - руки согнуты в локтях, несколько разведены в стороны; кисти свисают мягко, пассивно. «Лапы» помогают «медведю» балансировать. При ходьбе «медведь» поворачивает голову. Как бы принюхиваясь и прислушиваясь к окружающему.
Если «медведь» пляшет, то пляска его должна сохранить характер его движений. Нельзя забывать, что ему трудно сохранять равновесие. Он может «с трудом» подпрыгивать на одной или на двух ногах, скакать боковым тяжелым галопом на расставленных ногах и т.п.
Образ «коня» (наездника, всадника).
Движение или галоп вперед «лошадками» мили бег и шаг с высоким подниманием ноги и сгибанием колена. При этом нога слегка выпрямляется в подъеме и ставится на пол с ударом носка; колено поднимается вверх четким движением, как можно выше.
Большую роль играет положение корпуса, особенно в образе «наездника», когда ноги ребенка передают поступь коня, а корпус , руки, голова – образ сидящего на коне всадника. Осанка должна быть подчеркнуто прямая, горделивая, голова поднята высоко; одна рука может быть на поясе, другая «держит повод коня», или обе руки на «поводе». Ни на галопе, ни на беге корпус не сгибается и не наклоняется (« всадник крепко сидит в седле»).