Консультация для родителей « Знакомство с компьютерными логопедическими играми»
В последние годы отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи. Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно – развивающем процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и, в целом, личности ребенка. Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка.
Мы живем в XXI веке, веке информации. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.
Компьютерные игры мы используем на всех этапах коррекционной работы: делаем артикуляционную гимнастику с компьютерными презентациями, развиваем дыхание с Тигренком из программы «Игры для Тигры», автоматизируем звуки, развиваем фонематический слух, словарь и грамматику. На каждый раздел речи есть свои компьютерные программы, игры и презентации, но на занятиях мы, конечно, используем их строго дозировано, с соблюдением санитарных норм( не более 2-х раз в неделю, по 5-10 минут в зависимости от возраста). Применение этих средств неизменно вызывает интерес детей и оптимизирует процесс обучения.Дети воспринимают игру на компьютере как развлечение, а фактически идет коррекционный процесс. Положительные эмоции, получаемые детьми от игры на компьютере, активируют их речевую деятельность, возрастает потребность высказать свои чувства и мысли, то есть возрастает мотивация общения. Поведение ребёнка на занятии становится более раскрепощённым, повышается его самооценка.
Хочу представить вниманию родителей некоторые компьютерные программы, применяемые на логопедических занятиях.
Программно-методический комплекс «Игры для Тигры»
Данная программа предназначена для коррекции речи у дошкольников. Программа включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности.
Они объединены в четыре блока: "Просодика", "Звукопроизношение", "Фонематика", «Лексика».
Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Красочные рисунки, объемное изображение, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей.
Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.В результате у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Для закрепления речевых навыков дома предлагаю родителям использовать мультимедийный диск «Домашний логопед. Практический курс».
Программа предлагает упражнения для отработки проблемных звуков, развитие дикции и памяти. Кроме того, в программе содержатся две озвученные мини-игры - "Звуковичок" и "Угадай-ка", которые формируют навыки верного произношения звуков, а также помогут развить неречевой (различение звуков природы, бытовых шумов и т. д.) и фонематический слух (различение звуков речи). Также предложены рекомендации родителям по коррекционной работе: «Советы для пап и мам».
Помимо двух описанных выше компьютерных программ на логопедических занятиях используются и другие игры и презентации для артикуляционной гимнастики, автоматизации и дифференциации звуков, которые могут применяться в домашних занятиях с детьми.
На использовании компьютерных игр в домашней практике хочу остановиться особо. Компьютер и интернет сейчас есть практически у всех, но далеко не все умеют использовать его для развития ребенка грамотно и эффективно.
Очень важно, что находится внутри вашего компьютера, т. е. в какие компьютерные игры играют ваши дети и соблюдают ли правила обращения с техникой. То и дело слышишь от детей о новых играх с монстрами и стрелялками, а между тем много замечательных развивающих игр, которые могут оказать большую помощь в воспитании ребенка. Некоторые родители бросаются в другую крайность и вообще запрещают ребенку играть на компьютере. Считаю, что нелепо бороться с прогрессом, лучше выбрать золотую середину и направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка (увлечь играми, общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой), чтобы ему не надо было уходить от действительности, а компьютер занял достойное место. Основной потребностью у человека должна быть потребность речевого общения с другим человеком, а не манипуляции с машиной. Предлагаю совместить общение и компьютер, а на компьютере установить умные, развивающие программы и строго соблюдать охранительный режим (для дошкольника это время не более 15 минут в день, не более 3-х раз в неделю, соответствующая росту мебель, правильная осанка и достаточное освещение, а также двигательная активность и гимнастика для глаз после занятия).
Где взять такие программы и игры? Можно купить лицензионные диски с развивающими программами, можно подойти в кабинет логопеда с флэш-картой и подобрать материал, который подходит именно вашему ребенку и, наконец, есть интернет, где при желании можно найти игры на автоматизируемые у ребенка звуки. Применять эти игры нужно грамотно и только в совместной деятельности родителей и ребенка. Главное, чтобы ребенок видел заинтересованность родителей в процессе коррекции речи и в конечном результате. Тогда у него будет стимул порадовать родителей и научиться говорить чисто и красиво.