«Что должен знать музыкальный руководитель при работе
с детьми, имеющими нарушения речи»
В
работе с ребенком, имеющим речевые нарушения, музыкальному руководителю
необходимо использовать:
•
народные песни для слушания (в исполнении взрослых, а также на аудио- и
видеокассетах) и разучивания;
•
хороводы, танцы;
•
народные игры;
•
мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и
целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций, а также как
фонограмму, под которую ребенок играет на ударно-шумовых инструментах;
•
народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки,
сказки, обрядовый фольклор.
Значение
фольклора очень велико и многогранно.
Оно состоит в следующем.
•
Народное творчество выполняет воспитательно-образовательую функцию.
•
Способствует развитию детской памяти: в произведениях устного народного
творчества встречается много повторов, это помогает ребенку лучше запомнить, а
потом и воспроизвести их содержание.
•
Влияет на оздоровление организма ребенка в целом. Такие потешки, как
«Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и
помогает ребенку самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также
воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и
стопах ног.
•
Всевозможные потешки можно использовать и для развития мелкой моторики
(например, «Пальчик-мальчик»). Благодаря ритмичности, музыкальности,
эмоциональной и двигательной насыщенности многие потешки можно постепенно
превратить в игровые упражнения, в игры
со словом, которые помогают работать над
согласованием речи с движением, что очень важно для ребенка с речевыми
нарушениями.
•
Малые формы произведений народного творчества благотворно влияют на развитие речи детей, обогащают словарь, развивают артикуляционный
аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных
рассказов. Можно привносить в работу музыкального руководителя и элементы театрализованной деятельности — некоторые произведения можно инсценировать; а
если ребенок пока не говорит, не владеет активной речью, можно передавать
содержание только движениями (например, «Киска», «Две тетери»)
•
Игры с пением, хороводы, народные песни можно использовать и без музыкального сопровождения,
что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую
деятельность, а педагогам использовать в повседневной жизни, причем в любое
время года, за исключением обрядового фольклора, посвященного определенным
календарным праздникам.
Учитывая
положительное значение народного
творчества и подбирая материал для разучивания, важно помнить об особенностях
детей с нарушениями речи, о сложности восприятия и воспроизведения ими
услышанного или увиденного.
Ребенок
должен понимать содержание текста в целом и значение каждого слова. А ведь
подчас фольклор, даже детский, бывает, сложен для восприятия за счет сохранения
устаревшей лексики.
Иногда
музыкальному руководителю приходится отказываться от какой-либо потешки, песни
или другого фольклорного материала, если сложно доступно объяснить ребенку с
нарушением речи значение отдельных слов или выражений. Впрочем, стоит
постараться и можно найти другой вариант выбранного текста. Ведь довольно часто
фольклорные произведения существуют в разных вариантах. Если художественная
ценность при этом не пострадала, можно выбирать вариант, более доступный для
детей с нарушениями речи.