ЧТО ТАКОЕ ЛОГОПУНКТ?
Логопедический пункт – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу, где дети могут получить своевременную помощь логопеда.
КАКИХ ДЕТЕЙ БЕРУТ НА ЛОГОПУНКТ?
• На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными речевыми нарушениями.
•
На логопедические пункты берут всех детей детского
сада, нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени
тяжести нарушения речи.
•
В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу.
То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия
с логопедом в
прошлом году.
•
На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные,
нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.
Чаще
всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
1.
Нарушение произношения отдельных звуков – отсутствие звуков (рыба-ыба; луна –
уна, замены (рука-лука; заяц-саяц, искажения звуков (ципленок – тсыпленок)
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ФФНР, т. е. нарушение фонематического слуха (распознавания речевых звуков – чаще всего когда дети не слышат разницы между очень похожими звуками – дом-том; коса-коза) и нарушения звукопроизношения.
ДОКУМЕНТЫ
Весной,
проводится обследование детей ППК, в результате которого, отбираются дети,
которым требуется зачисление на логопункт.
СКОЛЬКО ДЕТЕЙ ЗАЧИСЛЯЕТСЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ?
Общее количество детей для логопедической работы в течение года в детском саду составляет 12-13 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду – это открытая и крайне подвижная система.
КАКИЕ ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТЬСЯ НА ЛОГОПУНКТЕ?
1. Подгрупповые 2 раза в неделю (для детей
с ТНР)
2. Индивидуальные 2 раза в неделю.
Как
часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия, и их
продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого
нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном
индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция
звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
ЧТО ДЕЛАЕТ ЛОГОПЕД НА ЛОГОПУНКТЕ?
В первую очередь логопед на логопедическом пункте осуществляет работу по следующим направлениям:
1.
Коррекция звукопроизношения - это постановка и автоматизация звуков. (Выработка
правильных движений губ, языка)
2.
Формирование фонематических процессов – обучение распознаванию речевых звуков,
четко на слух определять каждый звук родного языка.
Работа
над звукопроизношением осуществляется поэтапно
VI.
Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и
воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по
нескольким направлениям.
II.
Этап постановки звука.
III.
Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного
произношения звука в слогах, словах и фразах. На этом этапе постепенно,
последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи,
рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. (РА-РО-РУ-РЫ;
РАМА,РАК,РАДУГА ; Рома и Рита разрезали арбуз.)
VI.
Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок
начинает смешивать правильное произношения звука с неправильным, т. е. например
ребенок до начала работы с логопедом заменял звук Р, на звук Л, он может сказать: Ехал Глека
челез реку, видит Глека в реке рак. Т. Е. ребенок соскальзывает с правильной
артикуляции на неправильную, тогда проводиться работа по разграничению этих
звуков на слух и по артикуляции.
ЧЕМ ЛОГОПУНКТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ?
Можно назвать несколько основных отличий:
-Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по
своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от
работы логопеда
речевого сада. Это
связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не
идет с ним параллельно как это принято в речевых садах и группах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего
расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.
-В логопедической группе состав детей не меняется в
течение года, на одного логопеда приходится до 16 человек, в зависимости от речевого
заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение
года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются до 12-13 человек
-В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое
заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с
различными речевыми заключениями.
-Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада
режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи,
являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные
(15-20минут, краткосрочные (2 раза в неделю) и рассчитаны на
6-ти или 12 месячный срок обучения.
- на логопункте дети с
речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно,
как дети логопедического
сада или группы. Все это накладывает определенный
отпечаток на логопедическую
работу.
Что
же касается программы. В логопедической группе – в коррекционную программу встроена
общеразвивающая.
На логопункте – в общеразвивающую программу
встроена коррекционная.
Спасибо
за внимание!
Учитель-логопед
Бугаева Анна Александровна