Многие из нас слышали от бабушек и дедушек: "вот мы в ваши годы были другими" или что-то подобное. И если сравнить детей разных поколений, то мы заметим различие между ними буквально во всём. То есть их интеллектуальное, психическое и физическое состояние.
Современный ребенок более развит интеллектуально, он будет лучше знать компьютер и хуже подтягиваться. Лучше разбираться в онлайн стратегиях и неважно играть в футбол. Он будет меньше драться на улицах, но зато будет куда больше жалеть себя, когда нужно будет помыть пять тарелок. Вроде бы мирный, но будет выдавать внезапные психонервы и неожиданные капризы.
Это потому, что изменилась сама структура детского времени и характер раздражителей. Из тех четырех свободных от уроков часов, которые есть у ребенка в день, два он проводит в социальных сетях, попутно еще отстреливая кого-нибудь в соседнем окне или играя в стратегии. Еще час-два он проведет у телевизора, где узнает о личной жизни звезд и видах шампуней от перхоти.
С книгой он проведет, по статистике, 9 минут в день. Хотя, конечно, есть и исключения.
Родители часто создают образ своего ребенка начиная от внешности и заканчивая его творческими или профессиональными способностями, но в дальнейшем видят, что надежды обмануты. Он и не хуже, но другой.
Ребенок не приходит в мир, как чистая книга. Ребенок уже заданный характер. Сколько детей – столько характеров. Не мы посылаем детей в мир. В наших силах только их испортить или сохранить.
Неправильно думать, что дети берут у нас только хорошие черты. Хорошие черты надо долго вырабатывать. Куда охотнее они перенимают именно плохое. Можно много раз повторить слово «культура», и его не запомнят. Но стоит один раз сказать «блин» и через двадцать минут по детскому телеграфу его будет знать вся песочница.
Дети не слушают, что мы говорим. Они смотрят, что мы делаем. Обмануть ребенка невозможно. Единственный способ исправить ребенка – исправиться самому. А если не получается, терпеть недостатки.
Но не щелкать по лбу ребенка за свои недостатки. Крикливый папа, наказывающий ребенка за крикливость, а курящая мама – дочь за курение, это нонсенс. Щелкать по лбу нам надо себя.
Кто в доме главный?
Дети очень быстро разбираются, какая правда мужская, а какая женская.
Для мальчика авторитет всегда папа. Для девочки – мама. Какая бы новость не прозвучала, допустим «земля круглая» или «собака – друг человека», мальчик всегда вопросительно посмотрит на папу, а девочка на маму и, только получив подтверждение от своего пола, примет на веру.
Почему так бывает – не знаю. Но, видимо, просто разное восприятие мира.
Хороший мальчик, но не поэт...
Нельзя сделать ребенка тем, кем вы сами не являетесь. Если вы не знаете нот, не стоит растить великого пианиста. Глупо наказывать ребенка за то, что вы когда-то кем-то не стали.
Зато ребенок мгновенно прорастает талантом в направлении вашего главного увлечения. То есть если вы все время увлеченно рисуете, пусть даже на газетке в кухне – будет охотно рисовать и ходить в художку. Все время болтаетесь на турнике – будет ходить на гимнастику. Мучаете в коридоре «тетю Грушу» - охотно пойдет на бокс или карате. Потому что видит, что это реальная ценность, а не придуманная.
Секцию надо всегда выбирать близко от дома и не позволять ребенку первые два года пропускать ее вообще ни разу. Иначе – на 95 процентов – она будет брошена по целому ряду уважительных и псевдоуважительных причин.
И главное: ребенок усваивает не ценности вообще, а именно ваши семейные ценности. Если стираете пыль с полировки особой тряпочкой – будет стирать пыль с полировки. Если у вас в доме кошки – будет любить зверей.
И еще важный момент, тоже проверенный опытом.
Компьютерные игры и телевизор очень быстро могут сделать из ваших детей идиотов. Или полуидиотов. У нас и очень многих знакомых были с этими серьезными проблемы, до истерик и слез. Сейчас в доме нет телевизора и в компьютере ни одной игры. Просто иначе нельзя оказалось.
Вообще самое глупое, что можно подарить ребенку – это свободное время. Скорее всего, оно будет истрачено на свободную деградацию, уткнувшись в один из ящиков.
Капризы детей иногда настораживают
Маленькие дети могут делать пугающие вещи. Выгибаться, ложиться на землю, если им не купили чего-то, ломать, вредить, резать, рвать, комкать… Поначалу это пугает. Хочется даже показать психиатру.
На самом деле ничего страшного.
Главное: не пугаться самому, не шлепать, не кричать. Обращать внимания тоже нельзя. Ну повалялся и повалялся. Мало ли кто где валяется. Надо спокойно пойти дальше, как будто ничего особенного не произошло.
Думаю, таким образом дети требуют внимания. Ребенок не знает, как обратить на себя внимание папы или мамы, и ищет свои способы. Внимание нужно дать обязательно, но не сразу, чтобы не было ощущения прямой зависимости. Вот повалялся – и вот внимание.
Годам к трем это проходит обычно само. У мальчиков обычно дольше держится. Если же обращать внимание, может и сохраниться.
Маленький манипулятор
Дети быстро просекают, что папа позволяет ходить по улице без шапки, а мама разрешает не ложится спать вовремя, если делать вид, что бесконечно хочешь в туалет. Поэтому за «шапочным» разрешением надо идти к папе, а за «неспальным» к маме. В случае же конфликта – переводить стрелки: а он(она) вот мне разрешил(а).
Если при этом папа и мама поссорятся – еще лучше. Можно будет узнать много интересных слов.
Поэтому родители должны быть заодно. Хотя это, конечно, и редко бывает так.
Настоящие игрушки
Дети очень быстро понимают, какие игрушки являются главными для их родителей. «Сам в паровоз не играешь, а мне подсовываешь».
Поэтому не стоит удивляться, если, отойдя от компьютера на десять минут, вы получили сбой системы или вашему начальнику оправлено таинственное письмо с текстом: «ыадпвылаповавауаыа». Или кто-то из ваших знакомых скажет, что вы вчера звонили ему и десять минут пыхтели в трубку.
Общие советы
1. Запаролить компьютер, ограничить игры, при возможности отключить телеантенну. С последним сложно, потому что и взрослые часто зависимы.
2. Попытаться, чтобы у вас и ваших детей появилось общее увлечение. Цветы, походы, велосипед, футбол, бокс, живопись, кулинария, книги – все, что угодно. При этом не надо выбирать то, что вам самому не нравится. Скучно будет. Это общее увлечение создаст почву для каждодневного общения.
3. Не вводить двойных стандартов. То есть если вы лишаете компьютера ребенка, сделайте так, чтобы он видел, что вы и сами сидите за ним не больше, допустим, 30 минут в день. И это как принцип.
4. Если ребенок один, собакой дела не решишь. Лучше все же брата или сестру. Драться, конечно, будут много поначалу и в туалете запирать, и на балконе, но зато потом и тянуть друг друга будут. Вы живете не вечно.
А вот этого делать НЕЛЬЗЯ:
Это то, на чем мы сто раз обжигались, и сейчас обжигаемся, хотя бы знаем уже, что этого делать нельзя.
Кричать на ребенка
Если вы кричите на ребенка, он будет кричать на вас. Это закон. Сейчас вы его перекричите, потому что есть резервы, но когда вам будет семьдесят, а ему сорок – ваш ребенок перекричит вас. Поэтому лучше не начинать уже сейчас.
Вспомните школу. У нас был крикливый учитель огромного роста, который поднимал мальчиков за школьный пиджак, так что ноги болтались в воздухе. Его никто не боялся. Но все боялись хрупкую седую старушку, которая никогда не повышала голоса. Почему боялись? Она все помнила и держала слово. И она была в настоящем, а не фальшивом ужасе, когда «МЫШЬ» писали без мягкого знака.
Обманывать
Если что-то сказали – сделайте. Но даже если вы и не будете обманывать детей – все равно дети будут обвинять вас в этом. Они запоминают малейшие обещания, даже в стиле: «Да остань ты! Куплю я тебе живую лошадь!»
Не купили лошадь? Значит ты, мама, врунья. И ты, папа, лгун!
Требовать от ребенка чего-то, когда он устал и вы устали.
Заканчивается воплями, ссорами и ни к чему не ведет. В состоянии усталости никаких разборок не устраивайте, даже если ребенок сделал серъёзный проступок.